Целью тестирования является изучение личностных качеств, обучающихся для оценки проблематики отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации.

Задачи: Тестирование направлено на оценку устойчивости к зависимому поведению. Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Нормативно-правовое обеспечение профилактики:

Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3 – ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ч.1 ст.53.4).

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ч.1ст.2; п.7 ч.1ст.14).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.7ч.1ст.41; п.15.1ч.3 ст.28).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон), вступивший в силу 5 декабря 2013 года и направленный на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

Особенности ЕМ СПТ: В настоящее время возобновился социальный заказ на воспитание, а в 90-е годы образование состояло только из обучения, и в связи с этим, социально-психологическое тестирование — это диагностический элемент воспитательной работы. Тестирование позволяет психологу грамотно построить коррекционную и профилактическую работу с обучающимися, позволяет вовремя заметить и решить проблемы в социальном окружении тестируемого.

Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой учится ваш ребенок, под руководством штатных квалифицированных специалистов и в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования.

При проведении тестирования в качестве наблюдателя допускается присутствие представителя родительской общественности данной образовательной организации.

Методика не оценивает ребёнка, она оценивает рискогенность социально-психологических условий. Тестирование проводится в режиме конфиденциальности, это значит, что педагог-психолог несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за разглашение информации. Каждый ответственный за проведение тестирования в школе ознакомлен под роспись с положением о конфиденциальной информации, несоблюдение этого положения приводит к административной и дисциплинарной ответственности. Все персональные данные хранятся в сейфе. Информация не может быть использована во вред. Методика нигде не всплывает, не влияет на поступление в вуз, она не ставит диагнозов.

Форма социально-психологического тестирования представляет собой опросник, состоящий из 110-140 (в зависимости от возраста респондента) утверждений. Ориентировочная длительность процедуры тестирования составляет до 45 минут.

Результаты тестирования:

Мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования — оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях. Тест выявит степень психологической устойчивости вашего ребенка в трудных жизненных ситуациях. После обработки теста ваш ребёнок получит общее представление о своей психологической устойчивости. Те, кого заинтересует более подробная информация, могут обратиться к психологу.

В соответствии с п. 1 ст. 53.4 Закона тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме (далее — согласие) одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах»

Зачем нужно проходить тестирование?

По данным МВД Российской Федерации – 70% всех наркоманов – это молодежь и подростки.

Как это предотвратить? Во-первых, не показывать курение и употребление алкоголя на собственном примере.

С детьми нужно проводить больше времени и обязательно разговаривать. Дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам детей помогут вам, родителям, установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения. Детям надо дать понять, что вам не безразличны их проблемы, с любым вопросом, даже самым сложным, всегда можно обратиться к папе или маме и найти у них поддержку.

Подростки, чьи родители разговаривали с ними о вреде наркотиков постоянно, на 42% реже употребляют наркотики, чем те, чьи родители не совершают таких действий.

Также одной из профилактических мер станет участие в социально-психологическом тестировании и добровольном диагностическом обследовании.

Раннее выявление детей, входящих в зону риска, а также непосредственно потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся является одной из мер профилактики наркомании.

Участие вашего ребенка в тестировании и обследовании позволит проявить ему гражданскую ответственность за свое здоровье.

Результаты социально-психологического обследования позволят педагогам-психологам скорректировать работу по оказанию психологической помощи детям, вошедшим в «группу риска».

В рамках тестирования НЕ выявляется даже «с какой вероятностью тот или иной тестируемый станет наркоманом или алкоголиком», но лишь насколько личность тестируемого подвержена тем или иным специфическим рискам вовлечения в употребление.

Тестируемый не может быть скомпрометирован результатами тестирования, ДАЖЕ в случае утечки информации. Социально-психологическое тестирование НИКОГДА не будет достаточным основанием, например, для постановки на учет.

И наконец, так для чего же проводится социально-психологическое тестирование, если «не для подсчета наркоманов».

Верный ответ: в первую очередь для того, чтобы сделать психопрофилактическую работу с обучащимися информированной и зрячей. Даже без знания конкретных имен и фамилий, тестирование позволяет подготовить эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

И, конечно, для того, чтобы помочь самим родителям и учащимся контролировать соответствующие риски: родители учащегося могут повторить тестирование по индивидуальному запросу и обсудить со школьным психологом, с тем, чтобы разработать адресный психопрофилактический маршрут именно для их ребенка. В этом случае ознакомиться со своими результатами может и сам тестируемый (после 15 лет с письменного согласия подростка).